Функциональная грамотность
Функционально грамотный человек - это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.
Леонтьев А.А.
Формирование функциональной грамотности обучающихся
Что такое «функциональная грамотность»
Определение А.А.Леонтьева очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Составляющие функциональной грамотности
Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественнонаучная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы формирования функциональной грамотности
Нормативно-правовые документы федерального уровня
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 590/219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.pdf (скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать)
Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности».pdf (скачать)
Нормативно-правовые документы регионального уровня
Приказ комитета образования и науки Курской области «Об утверждении плана мероприятий Курской области по формированию и опенке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год» pdf (скачать)
Нормативно-правовые документы муниципального уровня
Нормативно-правовые документы ОО
План по формированию функциональной грамотности в МБОУ «Прогимназия «Радуга» на 2021-2022 учебный год (скачать)
Приказ "Об организации работы по повышению ФГ в МБОУ "Прогимназия" Радуга"от 01.09.2022
План мероприятий по формированию ФГ в МБОУ "Прогимназия "Радуга" в 2022-2023 уч.году
Презентация "Функциональная грамотность обучающихся"
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
- Читательская грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Математическая грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- Финансовая грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
- Глобальные компетенции - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
- Естественнонаучная грамотность - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- Креативное мышление - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Рекомендуемые электронные ресурсы
(для формирования функциональной грамотности):
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» http://skiv.instrao.ru/
Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
Банк тестов https://banktestov.ru/test/3674
Московский центр качества образования https://mcko.ru/articles/2127
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
Интенсив «Я Учитель». Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников» https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/
Екатерина Сивякова . Грамотность для жизни. Журнал "Коммерсантъ Наука" №33 от 29.09.2021, https://www.kommersant.ru/?stamp=637829604257890671
«Я Учитель». Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах. https://teacher.yandex.ru/posts/kak-razvivat-funktsionalnuyu-gramotnost-shkolnikov-razbiraem-na-primerakh
ВШЭ. Сборник информационных и методических материалов для педагогов. pdf (скачать)
Компетенция "4К":формы и оценка на уроке. Практические рекомендации. pdf (скачать)
Л.М. Перминова ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: культурологический подход (учебно-методическое пособие). pdf (скачать)
Л.М. Перминова, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления персоналом Московского института открытого образования. В данной работе (издание 2-е, дополненное) обобщены результаты семинаров «Функциональная грамотность» и «Социальная компетентность», проведенных в русле проекта «Образовательные стандарты Петербургской школы», которые позволили конкретизировать содержание функциональной грамотности и выделить «минимальное поле функциональной грамотности» как новое научное понятие; представлены универсальные методики для освоения минимального поля функциональной грамотности в процессе школьного обучения.
Что значит "быть грамотным" в XXI веке. Сборник для детей и родителей. pdf (скачать)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. Список литературы. pdf (скачать)
-
Читательская грамотность
Тест по литературному чтению.4 класс. Скачать
- Естественнонаучная грамотность
- Математическая грамотность
- Креативное мышление
- Глобальные компетенции