Функциональная грамотность

картика функциональная грамотность

Функционально грамотный человек - это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.

                                                                               Леонтьев А.А.

Формирование функциональной грамотности обучающихся

Что такое «функциональная грамотность»

        

         Определение А.А.Леонтьева очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Составляющие функциональной грамотности

​​1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

2. Естественнонаучная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

​ Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

4. Финансовая грамотность​

​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​Креативное мышление

​Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции

Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

 

Нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы формирования функциональной грамотности

 

 Нормативно-правовые документы федерального уровня

 

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 590/219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.pdf (скачать)

 Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать)

 Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать)

 Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать)

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510  «Об организации работы по повышению функциональной грамотности».pdf (скачать)

 

Нормативно-правовые документы регионального уровня

Приказ  комитета образования и науки Курской области «Об утверждении плана мероприятий Курской области по формированию и опенке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год» pdf (скачать) 

 

Нормативно-правовые документы ОО

План по формированию функциональной грамотности в МБОУ «Прогимназия «Радуга» на 2021-2022 учебный год (скачать)

Презентация "Функциональная грамотность обучающихся" 

2022-03-21_07-01-35

 

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

 

Рекомендуемые электронные ресурсы

 (для формирования функциональной грамотности):

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» http://skiv.instrao.ru/

Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов https://banktestov.ru/test/3674

Московский центр качества образования https://mcko.ru/articles/2127

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

Интенсив «Я Учитель». Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников»​  https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/

Екатерина Сивякова . Грамотность для жизни. Журнал "Коммерсантъ Наука" №33 от 29.09.2021, https://www.kommersant.ru/?stamp=637829604257890671

«Я Учитель». Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах. https://teacher.yandex.ru/posts/kak-razvivat-funktsionalnuyu-gramotnost-shkolnikov-razbiraem-na-primerakh

ВШЭ. Сборник информационных и методических материалов  для педагогов. pdf (скачать) 

Компетенция "4К":формы и оценка на уроке. Практические рекомендации. pdf (скачать)   

Л.М. Перминова ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ: культурологический подход (учебно-методическое пособие). pdf (скачать) 

Л.М. Перминова, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления персоналом Московского института открытого образования. В данной работе (издание 2-е, дополненное) обобщены результаты семинаров «Функциональная грамотность» и «Социальная компетентность», проведенных в русле проекта «Образовательные стандарты Петербургской школы», которые позволили конкретизировать содержание функциональной грамотности и выделить «минимальное поле функциональной грамотности» как новое научное понятие; представлены универсальные методики для освоения минимального поля функциональной грамотности в процессе школьного обучения.

Что значит "быть грамотным" в XXI веке. Сборник для детей и родителей. pdf (скачать) 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. Список литературы. pdf (скачать)